ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛЬСКИЙ УЧЕБНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЕТСКИЙ САД –СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Валентина Владимировна Ковалёва
Тема урока: «Связь между суммой и слагаемыми»
Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию по УМК «Математика» для 1-го класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения авторов Г. Л. Муравьевой и М. А. Урбан (Урок 92, с.86-87)
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:
üУМК «»Математика» 1 класс, авторов Г. Л. Муравьевой и М. А. Урбан;
üкарточки для индивидуальной работы;
üплакат-заготовка «Большая космическая энциклопедия»;
üраздаточный материал у каждого ученика;
üЦОР «Пропись» (письмо цифр)
üкомпьютер
üпроектор
üИД (интерактивная доска)
Цель:обеспечение условий для понимания детьми взаимосвязи между компонентами сложения.
Задачи:
Образовательные: создать условия для актуализации и уточнения знаний детьми математической терминологии, умения читать математические равенства; для знакомства с взаимосвязью между компонентами действия сложения, правилом нахождения неизвестного слагаемого.
Развивающие: содействовать развитию умения пользоваться изученным правилом на практике, развивать навыки счёта
Воспитательные: обеспечить взаимодействие учащихся для воспитания чувства коллективизма и доброго отношения друг к другу; прививать интерес к математике; умение использовать математические знания в повседневной жизни.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знают: названия компонентов и результатов сложения, зависимость между ними; умеют: находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания.
1. Организационный этап
Очень рада я, друзья, видеть ваши лица,
любопытство в ваших глазках как всегда искрится.
познакомимся сейчас с тем, что НЕИЗВЕСТНО.
По секрету вам скажу - будет ИНТЕРЕСНО!
2. Мотивационный этап
Я приглашаю вас в необычное путешествие.
Вы согласны?
Для чего люди отправляются в путешествие?
(за новыми ощущениями, впечатлениями, открытиями, знаниями)
Вот и мы сегодня откроем новые знания не только математические, но… и.. космические, т.к. мы отправляемся в путешествие по страницам
«Большой космической энциклопедии»
Каким должен быть путешественник?
( смелым, умным, добрым, настойчивым и т.п.)
Правила путешественника:
- точно и правильно выполнять задания
- быть внимательным и наблюдательным
3. Этап актуализации знаний
3.1 Математический диктант
Для начала построим летательный аппарат, с помощью которого мы сможем открывать страницы энциклопедии. Для этого надо соединить линиями числа в соответствии с инструкцией:
- Поставьте карандаш на точку с наибольшим однозначным числом (9)
- Проводим линию к точке два десятка ноль единиц (20)
- уменьшите число 20 на 1 (19)
- перейдите к левому соседу числа 8 (7)
- найдите правого соседа числа 1 (2)
- увеличьте 2 на 3 (5)
- число следующее за числом 7 (8)
- чему равно значение суммы 8 и 2 (10)
- найдите разность чисел 16 и 2 (14)
- Костя прочитал 10 книг о космосе, а Дима на две больше. Сколько книг прочитал Дима? (12)
- Соедините последний ответ с наибольшим однозначным числом?
Итак, что у нас получилось? (ракета)
Проверим друг у друга насколько правильно построена ракета.
Как будем оценивать? (критерий оценки):
если ракета построена в соответствии с образцом (без ошибок) – высокий уровень
1 ошибка – достаточный
2 ошибки – средний
3-4 – ошибки удовлетворительный
5 и более ошибок – низкий
Оцените работу друга. Обменяйтесь работами. Встаньте те, у кого высокий уровень,….. и т. д.
Сколько отрезков понадобилось для построения ракеты? (10)
Назовите число выделенное красным цветом. (12)
Что вы знаете о числе 12?
- двузначное
- для написания две цифры 1 и 2
- состоит из 1 десятка и 2 единиц
- правый сосед числа11
- левый сосед числа13
- больше чисел, которые в числовом ряду находятся левее
- меньше чисел, которые на числовом луче находятся правее
А ещё, ребята, это число и знаменательная дата. (Открываем первую страницу энциклопедии.)
12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики – памятную дату, посвящённую первому полету человека в космос. ( на доске прикрепляю «12 апреля – Международный день полета человека в космос»)
это праздник, соединяющий прошлое, настоящее и будущее людей Земли.
пройдут года, и, кто знает, может кто-то из вас станет космонавтом.
3.2 Минутка каллиграфии
Пропишем в тетрадях число 12. Чтобы правильно написать число 12 какие цифры надо уметь писать? Вспомним их написание (см. ЦОР). Какую часть клетки занимает цифра? (правую)
Сядьте правильно. Положите правильно тетрадь, возьмите ручку, напишите число 12.
3.3 Работа с единицами времени
Ждут нас быстрые ракеты
для прогулки на планеты.
На какую захотим, на такую полетим.
Но в игре один секрет: опоздавшим места НЕТ!
-Чтобы никогда и никуда не опаздывать, нам надо уметь определять время по часам. Умеем?
Известно, что ракета стартует в 10 часов. Какие часы показывают время старта?
Докажите. Какие часы показывают время до старта? Какие показывают время после старта? Отлично. Стартуем в 10 часов.
А перед отправлением небольшая разминка:
Физкультминутка (звучит музыка на космическую тему)
Раз, два,- стоит ракета (Руки вверх, ладони образуют «купол» ракеты)
Три, четыре - самолет. ( Руки в стороны)
Раз, два- хлопок в ладоши
И потом на каждый счет. (Руки на пояс)
Раз, два, три, четыре - (Наклоны туловища)
Руки выше, плечи шире - и на месте походили
4. Работа над темой
4.1 Введение в тему. Целеполагание
- Прочитайте тему урока (записано на доске «Связь между суммой и слагаемыми»
- Что должны узнать на уроке? (как связаны сумма и слагаемые)
- Нам нужны эти знания?
- Для чего? (помогут решать выражения, задачи)
Составим план работы на уроке (прикрепляю картинки на доску).
На уроке будем:
- решать проблему
- решать выражения
- работать у доски
- писать в тетрадях
-
А какими ВЫ будете на уроке? (слова выучены всем классом на предыдущих уроках):
Мы будем стараться
отлично учиться,
чтоб Родина нами
смогла бы гордиться!
Исходя из темы урока, у нас возникает проблема:
КАК СВЯЗАНЫ СУММА И СЛАГАЕМЫЕ?
4.2 Первичная модель образа (интерактивная доска (ИД))
В решении проблемы нам помогут звёзды, наш опыт и знания, полученные на предыдущих уроках.
Справившись с этим заданием, мы сможем открыть следующую страницу космической энциклопедии (здесь и далее при нажатии на ракету открывается страница энциклопедии)
- Какое выражение можно составить по рисунку?
4+2=8
- Как называются числа при сложении?
4 – первое слагаемое
2 – второе слагаемое
6 – сумма
- Какое выражение составим ко второму рисунку?
- Как называется выражение со знаком минус? (разность)
- Как называются числа при вычитании?
Давайте назовем каждое число, используя первое выражение: от суммы 6 отнять второе слагаемое 2 получим первое слагаемое 4.
Составьте выражение к третьему рисунку:
6 – 4 = 2
прочитайте это выражение, назовите здесь каждое число, используя первое выражение.
(от суммы 6 отнимем первое слагаемое 4, получим второе слагаемое 2)
Кто заметил связь между выражениями?
Какой вывод можно сделать?
Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится второе слагаемое.
Прочитайте правило в книге (с.86).
Открываем следующую страницу энциклопедии:
-Перед вами первый космонавт в мире. Кто знает имя этого человека?
Юрий Гагарин
Полет Юрия Гагарина длился 108 минут, (пояснения для детей 1-го класса: почти два часа) его корабль выполнил один оборот вокруг Земли
О задании Гагарина.
Задания, которые дали Гагарину, были самыми простыми: он попробовал есть и пить в космосе, сделал несколько записей карандашом, а все свои наблюдения произносил вслух, чтобы они были записаны на бортовой магнитофон.
Все задания были успешно выполнены, и космонавт вернулся на Землю
«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди! Будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её».
Все пилоты из первой группы космонавтов были подготовлены и физически, и морально очень хорошо. Почему выбрали именно Гагарина? Решающую роль сыграло то, чтоГагарин умел очень быстро, быстрее всех принимать важные решения.
4.3 Вычленение существенных свойств объекта
Можно ли не считая, а, используя и зная выражение на сложение, решить выражение на вычитание. ИД (инструмент ластик)
–Как получить 1 слагаемое? 2 слагаемое?
(Можно по учебнику
– Задание №2. Рассмотрите первую картинку, прочитайте выражение, которое составили по этой картинке, используя названия компонентов. Прочитайте выражение правее, называя числа, как в первом выражении.
Тем детям, которым трудно, можно предложить закрыть пальчиком нужную часть картинки.
– Как получили 2 слагаемое? Аналогично разбирается 2 и 3 картинки и выражение.
– Итак, как получить 1 слагаемое? 2 слагаемое?)
Открываем следующую страницу.
Космический корабль «Восток»
Мы привыкли к виду ракеты - грандиозной вытянутой стреловидной конструкции,
однако все это – отделяемые ступени, которые «отваливались» после того,
как в них было выработано все топливо. На орбиту же вылетела капсула,
по форме напоминающая пушечное ядро, с третьей ступенью двигателя.
4.4 Аналитико-познавательная работа
Задание №3 (работа по карточкам) Решение первого выражения учитель объясняет с опорой на знания учащихся и записью на доске (с помощью ластика открываем результат сложения число 9. Используя клонирование, составляем выражения на вычитание), а три выражения решают учащиеся самостоятельно.
– А теперь, используя полученные знания, попробуем самостоятельно составлять выражения на вычитание. Но, прежде чем приступить к выполнению задания, спрогнозируем свои знания по данной теме (работа по карточкам) Прогностическая самооценка на первой красной линеечке. Решаем, проверяем, оцениваем на зеленой линеечке
Проверка фронтально или самопроверка
Открываем следующую страницу нашей книги
- У нас в Беларуси тоже есть космонавты. Это Петр Климук ,Владимир Коваленок и Олег Новицкий. Они родились, росли и учились в нашей стране: Петр Климук был первым белорусом, полетевшим в космос, через некоторое время в космосе побывал второй белорусский летчик-космонавт - Владимир Коваленок. Петр Климук и Владимир Ковалёнок провели в космосе много дней и ночей. Владимир Коваленок даже выходил из корабля в открытый космос. Их полетами восхищаются люди не только нашей страны, но и других стран.
После выполнения задания учитель задает детям вопрос:
– Мы узнали, что можно решить пример на вычитание, если знаешь пример на сложение.
– Давайте расскажем правило, которое помогло нам составлять и решать примеры.
4.5 Модель изучаемого объекта (абстракция) (инструмент множественное клонирование)
Из цифр инопланетян дети составляют выражения на вычитание, используя выражение на сложение:
Открываем следующую страницу космической энциклопедии
Белка и Стрелка - первооткрыватели космоса.
При нажатии на изображение ракеты открывается фрагмент видео о Белке и Стрелке (продолжительность 11 секунд)
5. Практическая работа в тетрадях на печатной основе.
Задача №2 (с.44)
Прочитайте условие задачи.
О ком говорится в задаче? Что сказано про Светлану?
Сколько дней Светлана читала книгу?
Что знаем про первый день?
Что сказано про второй день?
Прочитайте вопрос задачи.
Анализ .
- Что означает число 3?
-Во второй день Светлана прочитала страниц больше или меньше? Почему? Какое слово об этом говорит нам? (на 2 страницы больше)
- Что означает на 2 страницы больше?
Из предложенных схем выберите ту, которая подходит к данной задаче.
Повторим условие задачи (по схеме): сколько страниц прочитала в первый день?( 3 страницы) На сколько страниц больше прочитала во второй день? (на 2 страницы больше).
Как узнать, сколько страниц прочитала во второй день?
– Запишите решение задачи
Проверка решения задачи фронтально
6. Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Чему учились?
- Достигли ли цели?
- У кого были затруднения?
- Удалось ли с ними справиться?
Заключительное слово учителя:
Я благодарю вас за урок. Может быть, после этого урока у кого- то из вас возникнет желание стать космонавтом или исследователем космоса. Но все мы должны помнить, что наша родная планета - Земля, которая всегда будет нас звать к себе, будет надеяться на вас и гордиться вами.
Дополнительно: помоги инопланетянину попасть на свою планету. Выбери правильный маршрут.
Приложения
- Материал для устного счета
- Карточки для самостоятельной работы
- Плакат
- Ключевые слова
- Видео
- Большая космическая энциклопедия
- План урока в картинках
- Фотофрагменты урока
- Файл notebook для ИД
Скачать
раскрыть » / « свернуть