Государственное учреждение образования
«Бельский учебно- педагогический комплекс
детский сад- средняя школа»
«Животные – обитатели суши»
Подготовила:
учитель начальных классов
Назаренко Т.Л.
2020
Класс:3
Тема: «Животные – обитатели суши»
Цель: расширение представлений о животных – обитателей суши, об их приспособлениях к условиям обитания в разных местах земного шара.
Задачи личностного развития:
- Содействовать дальнейшему развитию у учащихся умения устанавливать особенности приспособления животных к условиям жизни в экваториальных лесах, в саванне, а также устанавливать взаимосвязи в природе; расширить знания о разнообразии животных.
- Способствовать развитию речи, логического мышления; кругозора детей, расширению и пополнению словарного запаса детей.
- Содействовать воспитанию любови и бережного отношения к природе, чувства ответственности за окружающий нас мир.
Оборудование: иллюстрации животных экваториального леса и саванн, иллюстрация самолета, плакаты с названием станций «Узнавай-ка», «Проверяй-ка», «Отдыхай-ка», «Закрепляй-ка», «Обобщай-ка», бумажные жетоны, плакат-фишенбоун «Животные – обитатели суши», магнитофон, аудиозапись «Зарядка», таблица для самопроверки «Самые – самые», раздаточный дидактический материал.
Ход урока:
- Организационно – мотивационный этап.
- Здравствуйте, ребята!
-Сегодня мы с вами совершим путешествие.
А чтобы отправиться в путешествие, нужно выбрать транспорт.
-На чем же мы отправимся в путешествие? Угадайте.
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом
Развернется – под лучами
Отливает серебром (самолет).
-А почему удобнее всего нам будет путешествовать на самолете?
-Удобно-то, удобно сверху разглядеть, а можно ли подробно, близко познакомиться с местностью и обитателями с высоты?
-Поэтому по прибытию предлагаю приземлиться, путешествовать пешком, делая привалы, где мы будем отдыхать.
-Чтобы отправиться в путешествие нам нужно приобрести билеты. А билетами будут вот эти жетоны, которые вы будете получать за правильные ответы.
- А для этого мы должны ответить на некоторые вопросы и выполнить задания.
- Этап проверки домашнего задания:
- Первая наша остановка - привал “Проверяй-ка”.
- Какое у вас было домашнее задание?
- Ребята , может кто из вас приготовил сообщение? ( Несколько учащихся рассказывают о растениях –обитателей морей и океанов
-Молодцы! Вы отлично изучили материал дома.
- Этап целеполагания
- Ребята, без чего нельзя представить лес? (Конечно же, без животных).
- Сегодня мы продолжим наше путешествие по экваториальным лесам и саваннам. Тема наша называется «Животные – обитатели суши».
- Какова цель нашего урока? (Цель нашего урока – знакомство с различными животными, которые обитают на суши).
- Этап изучения нового материала:
- Следующая наша остановка “Узнавай-ка”. На этой станции мы познакомимся с животными, которые обитают в различных природных зонах.
- А сейчас ваше любимое занятие. Я загадываю загадки, а вы
отгадываете. Чьѐ животное отгадаем, идѐт к доске и рассказывает нам о
нѐм.
Загадки:
1) На спине два горба,
И жует что-то всегда.
А бывает и плюется,
Как животное зовѐтся??? (верблюд)
2) Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
(заяц)
3) Чем-то на быка похож,
Только помощнее,
Обитает он в лесу,
Бороду имеет! (зубр)
4) Он живет где жуткий холод,
Средь снегов живет и льдин В черно-белом фраке ходит
Птица гордая … (пингвин)
5) Страшный и опасный,
Длинный и зубастый,
Зелѐный-презелѐный
И в Африке живѐт…
Кто имя назовѐт? (крокодил)
6) Ветвистыми рогами, Горжусь я неспроста
С горбинкой моя спинка,
А шерсть черным-черна. (лось)
7) Бурый зверь свалил осину,
Оттащил еѐ в плотину.
Будет жить он в прочной хатке,
Раз с плотиной всѐ в порядке.(бобр)
Музыкальная физкультминутка о животных
8) У кого четыре лапки,
Голова, короткий хвост,
Панцирь сверху в виде шапки?
Кто ответит на вопрос?.. (черепаха)
9) В лесах бамбуковых Китая
Пушистый мишка обитает.
Раскрашен в черный с белым мех,
Он вызывает только смех (панда)
10) Вот лошадки, все в полосках,
Может быть, они в матросках
Нет, они такого цвета.
Угадайте, кто же это? (зебры)
11) Он длинной шеей знаменит
И с высоты на всех глядит.(жираф)
12) Хвост поджав, во льдах ночует,
Вынося мороз любой,
И по северу кочует
В тѐплой шубе голубой. (песец)
Какое слово получили? (Разнообразие)
Подберите синоним к этому слову. (Много, разное, выбор, множество,
разница)
Готовясь к занятию, я попросила Анну найти в словаре и в Интернете
информацию, которая поясняет значение этого слова.
(Чтение информации из словаря)
РАЗНООБРА ЗИЕ, -я, ср. Множество, обилие чего-либо несходного,
различного, отличающегося друг от друга. Необыкновенное
разнообразие ягодных деревьев и других древесных пород, живописно
перемешанных, поражало своей красотой. С. Аксаков, Детские годы
Багрова-внука. А здесь, около нас, внизу, какая смесь одежд и лиц!
Какое разнообразие типов и красок! Гаршин, Новая картина
Семирадского «Светочи христианства». || Отсутствие однообразия в
чем-л.
РАЗНООБРА'ЗИЕ, я, мн. нет, ср. Отвлеч. сущ. к разнообразный;
отсутствие однообразия, монотонности, наличие несходных,
неповторяющихся элементов в чѐм-нибудь.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н.
Ушакова (1935-1940);
- Как вы думаете, почему в природе такое большое разнообразие
животных? (Они смогли приспособиться к месту своего обитания, к
пище, к климату)
(Работа с глобусом)
- На глобусе, как модели Земного шара, кто может показать и
рассказать почему температура в разных местах отличается?
5. Работа по учебнику
А сейчас откройте учебник на странице 91-92. Прочитайте первый абзац
и ответьте на вопрос: почему в разных местах Земли живут разные
животные?
- При всѐм разнообразии животных, многие из них нуждаются в особой
охране, потому что их на земле осталось мало. Такие животные
занесены в Красную книгу. А почему красную? (красный цвет – цвет
опасности) И заносятся сюда только те животные и растения, которым
грозит полное исчезновение.
Ребята, а какой совет мы можем дать людям, чтобы животные не
исчезли?
Физкультминутка для глаз
ЖИВОТНЫЕ САВАНН
- Жизнь животных экваториального леса тесно связана с деревьями. Многие животные постоянно ведут древесный образ жизни.
- Как вы думаете, какие животные ведут древесный образ жизни? (Обезьяны).
- В этих лесах живут разные обезьяны: капуцины, паукообразные, чертовы обезьяны, игрунки, ревуны.
- Ревуны – одни из самых крупных среди американских обезьян, размером с большую собаку (масса тела 5,7-7,4 кг, длина 37-72 см). Ревуны получили свое название из-за громкого рева, который издают самцы. Их голоса слышны на расстоянии 3 км. Этим ревом животные предупреждают других обезьян, чтобы не вторгались на их территорию. У ревуна – самца мощное горло и особые гортанные мешки, усиливающие крики. Они могут висеть на хвосте, который обвивается вокруг ветки, а передними конечностями подносить ко рту пищу.
- Игрунки – самые маленькие обезьяны экваториальных лесов. Наиболее крупные из них (львиные игрунки) весят 450-550г при длине тела 22-37 см. Карликовые игрунки имеют длину тела всего 15 см, поэтому долгое время их считали детенышами других обезьян.
- Дак, как называются самые крупные обезьяны? (Ревуны).
- А самые маленькие? (Игрунки).
- В экваториальных лесах также можно увидеть и самых медлительных зверей на Земле – ленивцев.
- Как вы думаете, а почему их так назвали? (Они всю жизнь проводят на деревьях в подвешенном положении спиной вниз: едят и спят).
- Почему серо-коричневая шерсть ленивца со временем приобретает зеленоватый оттенок?
- Это происходит потому, что на волосках шерсти ленивца поселяются микроскопические растения – водоросли. От этого серо-коричневая шерсть животных приобретает зеленоватый оттенок, имеющий защитное, маскировочное значение. Такой цвет зверька в дождевом тропическом лесу делает его совершенно незаметным для хищников – орлов и ягуаров.
- А чем питаются обезьяны и ленивцы? (Листьями, ветками, цветками, плодами различных растений).
- Сейчас откройте свои учебники на с.93. Прочитаем, каких животных мы можем встретить еще в экваториальных лесах.
- Почему в экваториальных лесах обитает больше животных, чем в других районах земли?
- Экваториальный лес нельзя представить без муравьев и термитов. Термиты – насекомые, по виду напоминают муравьев.
- Как вы думаете, чем они питаются? (Термиты, как и муравьи, питаются отмершими растениями, опавшими ветками, древесиной растущих деревьев).
- В лесах также обитают муравьеды. А почему их так называют? (Т.к. они едят термитов и муравьев). У муравьедов отсутствуют зубы. А как тогда они питаются?
- У муравьедов длинный клейкий язык. Благодаря отличному обонянию муравьед находит муравейник или термитник. Длинными и мощными когтями проделывает в нем отверстие и засовывает в образовавшийся пролом свою узкую морду – она имеет вытянутую трубкообразную форму – с длинным клейким языком, покрытым крошечными иглами. За день муравьед съедает до 30 000 муравьев и термитов. При этом он никогда не разрушает жилища муравьев до основания и не съедает их всех.
- А сейчас откройте свои учебники на с.94 и прочитайте про себя какие животные живут в засушливых пустынях . (2 мин).
- Кто живет в засушливых пустынях?
- Как ведут себя ушастые ежи , когда засуха?
- Назовите самую маленькую птичку в мире.
- Назовите самого большого животного пустыни.
- Чем они питаются?
- А сейчас мы быстро посетим остановку “Отдыхай-ка”, разомнем свои мышцы, и вернемся на остановку «Узнавай-ка».
Физминутка «Зарядка!»
Учащиеся выполняет физминутку под музыку.
- Возвращаемся на остановочный пункт «Узнавай-ка» и продолжаем.
- Игра «Узнай животное по описанию»
- Огромные, сильные, длинноносые, «большеухие»... (слоны).
- Большие, толстокожие, исключительно растительноядные... (бегемоты).
- Пугливые, быстрые, полосатые, черно-белые, длинноногие... (зебры).
- Пятнистые, длинношеие, длинноногие... (жирафы).
- Что вы знаете о жирафах? (Жирафы – самые высокие животные на земле. Их рост достигает 6 метров. У жирафа отличный слух и прекрасное зрение. Он замечает опасность на большом расстоянии. А жесткие, покрытые щетиной губы и длинный язык позволяют срывать колючие лакомства с верхних веток акаций).
- Пятнистые, быстрые, хищные, «усатые»... (гепарды).
- Сильные, рыжие, гривастые... (львы).
- Этап закрепления знаний и способов деятельности
- Следующая остановка - «Закрепляй-ка».
- Работа по тетради
- Тетр. с. 43 задание 79.( пронумеруй животных и проверь в парах)
- Викторина «Животный мир экваториального леса и саванн»
- Этот хищник хорошо лазает по деревьям, быстро бегает на небольшие расстояния, плавает. (Ягуар.)
- Это маленькая птичка экваториальных лесов. (Колибри.)
- Это самый большой попугай экваториальных лесов. Длина его тела достигает 95 см. (Ара.)
- Это животное далеко видит и прекрасно слышит. Длинный язык помогает ему срывать листья с ветвей. (Жираф.)
- Это хищное быстрое животное охотится на мелких антилоп. (Гепард.)
- Это животное всю жизнь проводит на деревьях в подвешенном положении спиной вниз. (Ленивец.)
- У этого животного трудно сразу определить, где находится голова, а где хвост. (Муравьед.)
- Это животное охотится на крупных антилоп и зебр. Грива — характерная особенность самца. (Лев.)
- Это животное живет на берегах Амазонки, незаметно среди травы, так как имеет кожу зеленоватого оттенка. (Анаконда.)
- Это животное по виду напоминает муравьев, питается отмершими растениями, опавшими ветками. (Термиты.)
- Эта птица не летает, но быстро бегает благодаря своим мощным и длинным ногам. (Страус.)
- Этап подведения итогов урока:
А на пути у нас последний привал “Обобщай-ка”.
- Какая тема сегодняшнего урока?
- Что нового вы сегодня узнали?
- С какими животными познакомились?
- Какие животные обитают в экваториальных лесах?
- Что будет, если в экваториальных лесах, саваннах исчезнут животные, питающиеся опавшими листьями и отмершими растениями?
- Этап информации о домашнем задании: подготовить сообщение о животном – обитателе суши.
- Этап рефлексии
- А теперь давайте подсчитаем количество жетонов и выставим отметки за урок.
- Посмотрите внимательно на доску у нас наше дерево без угощений для животных давайте мы для них повесим наши яблоки
- если у вас всё получилось и настроение хорошее. То повесьте зелёное яблоко;
- если у вас всё получилось, но хотелось бы лучше, повесьте жёлтое;
- если у вас не совсем всё получилось, то повесьте красное.
СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
раскрыть » / « свернуть