Тема: «Вороны Ут-Реста» (норвежская легенда)
Цель: создать условия для формирования первичных представлений о легендарном сказании, отработки навыка выборочного чтения, формирования навыка словесного рисования, умения составлять характеристики героя; способствовать развитию образного мышления, речи; содействовать воспитанию смелости, выносливости.
Оборудование: ребусы; карточки с заданиями для работы в группах; карточки «Остров удачи», «Остров радости», «Остров надежды», «Остров печали», «Остров невезения», «Остров одиночества», «Остров грусти»;
Ход урока
I. Организационный момент.
- Урок я хочу начать высказыванием В. Сухомлинского: «Любовь... Она — больше бога. Это вечная красота и бессмертие людское. Мы превращаемся в горку праха, а Любовь остается вечно...». Можно ли отнести это высказывание к «Легенде о любви»? П. Проверка домашнего задания.
1) Игра «Да-нет».
- Давайте вспомним «Легенду о любви». Отвечайте на мои вопросы: «да» или «нет», если ответ «нет», то объясните почему.
—Мальчик и девочка жили в разных деревнях?
—Король решил забрать девушку во дворец?
—Влюбленные решили бежать от родителей?
—Царские слуги их не догнали?
—Они отдыхали под дубом и елью?
—Дуб обнял березку, чтобы утешить подругу?
—Деревья были счастливы от того, что они вместе?
—Дуб и береза стоят обнявшись, как свидетели человеческой любви?
2)Чтение легенды учащимися смысловыми отрывками.
3)Анализ легенды через вопросы, предложенные в методическом аппарате учебника на с. 12.
Ш. Дыхательная, артикуляционная гимнастика; речевая разминка.
1) Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Ветер, ветерок, ветрище».
-Руки согните в локтях перед грудью ладонями вверх. Сделайте вдох. При слове «ветерок» дуйте легонько на ладони, «ветер» — дуйте сильнее, «ветрище» — дуйте изо всех сил.
2) Речевая разминка.
Ребусы Вова, ворона, Вера, Валя
— Какое слово лишнее и почему? (Вова, ворона, Вера, Валя.)
б) Стихотворение. Работа в группах.
— Восстановите в группах стихотворение. Цифрами укажите порядок строчек. Подготовьтесь к хоровому чтению.
Она крикунья местная. Особа всем известная,
Увидит тучку темную — Она крикунья местная.
Особа всем известная, Увидит тучку темную —
Ворона. Взлетит на ель зеленую
И смотрит, словно с трона И смотрит словно с трона
Взлетит на ель зеленую. Ворона.
в) Отчет групп.
3) Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Вороны».
- Какой голос подают вороны? Прокаркайте тихо, затем два раза с удивлением, два раза громко с возмущением, два раза с радостью.
IV. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня, мы познакомимся с очередной легендой, но уже норвежской — «Вороны Ут-Реста». Какую цель поставим?
V. Подготовка к восприятию легенды.
1) Фронтальный опрос.
— Как вы думаете, что такое Ут-Рест? Какие ассоциации у вас возникли, когда вы услышали это слово? (Ответы.)
2) Прогноз. — Спрогнозируйте содержание легенды по ее названию и иллюстрации.
VI. Работа с текстом легенды «Вороны Ут-Реста».
1)Комбинированное чтение легенды (учитель + ученик).
2)Фронтальный опрос.
—Что такое Ут-Рест?
—Оправдался ли ваш прогноз?
3) Выявление первичного эмоционального восприятия легенды. Фронтальный опрос.
—Что понравилось в легенде?
—Когда переживали за Маттиаса? Когда радовались? (Ответы.)
VII. Работа с текстом вступительной части легенды.
1)Самостоятельное чтение учащимися вступительной части легенды.
2)Анализ.
а) Выборочное чтение.
—Как описаны в легенде чудесные острова? Прочитайте.
—Какой человек мог попасть на остров Ут-Рест? Найдите ответ в тексте.
б) Словесное рисование.
— Какими вы видите острова? Устно нарисуйте природу каждого острова.
VIII Работа с текстом первой сюжетной части легенды.
1) Лексическая работа.
Объясните смысл слов: «пучина», «штурман», «трюм», «тучные стада», «бот». Обратитесь, если надо, к словарю, который приведен после текста в учебнике.
2) Перечитывание учащимися «по цепочке» первой части текста до слов
«Теперь я спасен, — подумал Маттиас. — Это Ут-Рест».
3) Анализ первой части текста.
а) Фронтальный опрос.
—Расскажите о семье Маттиаса, его жизни на берегу.
—Опишите словами приближение и начало бури так, чтобы все почувствовали ее угрозу.
б) Выборочное чтение.
— Прочитайте, как Маттиас боролся с бурей.
-— Найдите в тексте описание природы после бури.
в) Словесное рисование.
— Устно нарисуйте природу после бури.
4)Составление характеристики героя, а) Работа по рядам.
1 ряд. Составьте портретную характеристику героя. (Высокий, крепко сложенный, с сильными руками мужчина средних лет.) Опишите его рыбацкую одежду.
2 ряд. Найдите в тексте описание таких черт характера героя, как нестойкость, оптимизм, преодоление преград.
3 ряд. Определите, какие черты характера Маттиаса проявились в борьбе с бурей. Подтвердите их словами из текста. (Сила воли, ловкость настойчивость.)
6) Отчет.
По ходу ответов групп учитель заполняет таблицу.
Таблица
Характеристика персонажей Маттиас
Портрет.
Высокий, крепко сложенный,
с сильными руками мужчина средних лет.
Черты характера.
Жизнестойкость, оптимизм, преодоление преград,
сила воли, ловкость, настойчивость
IX. Итог урока.
1) Фронтальный опрос.
— Определите основную мысль легенды. (Смелые, сильные, настойчивые люди смогут всегда преодолеть выпавшие на их жизненном —
испытания и трудности. А их щедрость, умение дружить, доброта будут покорять сердца других людей и вызывать к ним уважение.)
__ Достигнута ли цель урока? Что помогло ее достичь?
2) Самооценка. Взаимооценка.
__ Оцените свою работу и работу своих одноклассников на уроке.
- В выполнении задания мне помогло (мешало)...
- У меня сегодня получилось (не получилось)...
- Мне понравилось, как работал … на уроке.., потому что...
. По моему мнению,..
XI. Рефлексия.
— Какие черты характера Маттиаса вы хотели бы воспитать в себе?
Продолжите фразу: «Я хочу быть, как Маттиас...».
(На доску прикрепляются изображения островов с различными названиями, например: «Остров удачи», «Остров радости», «Остров надежды», «Остров печали», «Остров невезения», «Остров одиночества», «Остров грусти».)
— Герой норвежской легенды попал на остров Ут-Рест. А после нашего урока с каким настроением и на какой остров хотели бы попасть вы? Прикрепит «человечка» на один из «островов», объясните свой выбор.
XII. Домашнее задание.
1)Прочитать легенду до конца.
2)Пересказать первую часть легенды.
раскрыть » / « свернуть