В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.
Существуют следующие группы педагогических приемов:
Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: 1)проявление доброты, внимания, заботы; 2)просьба; 3)поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения). Применяя поощрение, следует руководствоваться такими положениями:
- поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;
- любое поощрение должно вызывать у трудновоспитуемого ребенка положительные эмоции;
- форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности;
- награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;
- поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды;
- помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды;
- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;
- ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров взрослых, особенно однообразных внушений. Будем помнить о внушаемости ребенка. Уважайте тайну ребенка;
- если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо, но обязательно весело и жизнерадостно;
- всегда учитывайте состояние ребенка;
- не унижайте ребенка;
- соблюдайте закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».
раскрыть » / « свернуть