ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УПРАЖНЕНИЯ АТЛЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ЮНОШЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Содержание
1.Информационный блок. 3
1.1.Название темы опыта. 3
1.2.Актуальность опыта. 3
1.3.Цель опыта. 4
1.4.Задачи опыта. 4
1.5.Длительность работы над опытом.. 5
- Описание технологии опыта. 5
2.1.Ведущая идея опыта. 5
2.2. Описание сути опыта. 9
2.3. Результативность и эффективность опыта. 11
3.Практические рекомендации (ЗАКЛЮЧЕНИЕ). 12
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 14
1. Информационный блок
1.1.Название темы опыта
Упражнения атлетической направленности как средство повышения уровня физической подготовленности у юношей старшего школьного возраста.
1.2.Актуальность опыта
В настоящее время все яснее наблюдается тенденция физической деградации подрастающего поколения. Подростки 2010-х годов по мышечной силе и выносливости уступают своим сверстникам 90-х. Акселерация заменяется децелерацией, отставанием психофизического развития организма от паспортного возраста. Болезненность детей возрастает во всех возрастных группах, а на протяжении обучения в школе здоровье учащихся ухудшается в несколько раз.
Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются (эффект гиподинамии), вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности. Возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, и следовательно, увеличивается пребывание организма в статических позах, перенапрягается зрительный аппарат.
Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно - сосудистой, дыхательной систем, нарушения обмена веществ и т.д. К вышеперечисленным факторам следует отнести неблагоприятную экологическую обстановку, падение жизненного уровня населения, а также пренебрежительное отношение к здоровью самих школьников, злоупотребляющих алкоголем и курением, что выразилось в потере интереса последних к занятиям физической культурой. Информатизация современного общества, интернет-культура, не всегда правильно воспринимаемая, и зависимость молодежи от всевозможных неосознанных в полной мере соблазнов, отрицательно влияют на мотивацию занятий физической культурой как таковой.
Проблема приобретает особое значение в настоящее время, когда изменилась целевая направленность физического воспитания, суть которого сводится к формированию физической культуры личности, это требует определенного знания в сфере духовного и физического совершенствования. Знания многих подростков довольно низки в этом плане.
В настоящее время во многих школах есть достаточная материальная база для самостоятельных занятий атлетизмом. И многие подростки имеют возможность заниматься упражнениями с отягощениями.
1.3.Цель опыта
Совершенствование физического воспитания старшеклассников, повышение уровня физической подготовленности и развитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой, путем использования упражнений атлетической направленности. Повышение образовательного уровня учащихся в области строения организма, его морфофункциональных особенностей и правил здорового образа жизни.
1.4.Задачи опыта
1. Создание условий и материальной базы для исследования педагогического опыта и развития мотивации у учащихся.
2. Ознакомление и обучение основным принципам атлетической гимнастики и её влиянии на организм в зависимости от решаемых задач.
3. Индивидуальный подбор средств и методов для проведения педагогического опыта.
4. Исследовать динамику показателей физического состояния занимающихся атлетической гимнастикой оздоровительной направленности.
1.5.Длительность работы над опытом
В нашем учреждении образования в 2000 году был создан собственными силами и уже много лет успешно функционирует тренажерный зал. Эту дату можно считать началом моей деятельности в исследовании данного эксперимента и продолжается он по сегодняшний день. Для более информативного отражения результатов опыта, мною была отобрана группа учеников 9-го класса, наиболее мотивированных на достижение результата, имеющих уровень физической подготовленности–средний, ниже среднего, низкий. Таким образом для анализа результативности педагогической деятельности я рассмотрю период своей работы с 2014 по 2017 год.
2. Описание технологии опыта
2.1.Ведущая идея опыта
Здоровье человека на 15–20% зависит от генетики, на 10–15% – от качества здравоохранительной деятельности, на 20–25% – от степени загрязнения окружающей среды и на 50–55% – от социальных условий и образа жизни. В образ жизни здорового человека должен входить компонент организованной двигательной активности, положительно влияющий на процесс физического развития.
Занятия атлетической гимнастикой можно использовать как материальную форму организованной двигательной активности, фундамент здорового жизненного стиля. Такая двигательная форма способна вызывать весьма существенные изменения физического развития человека, полезные не только для решения спортивных задач, но и оздоровительных. Для этого важно знать сущностные характеристики оздоровительной тренировки и уметь использовать эти знания в построении тренировочного процесса атлетической гимнастики оздоровительной направленности.
Существует множество видов гимнастики. Гимнастика атлетическая, как одна из форм физического совершенствования, имеет в своём названии понятие, отражающее её основной отличительный признак, связанный с понятием слова «атлет».
Известно, что «атлет» с латинского языка переводится как человек мощного, борцовского телосложения. Отсюда, устаревшее понимание атлетической гимнастики как системы тяжёлых силовых упражнений для направленного наращивания предельно возможной мускульной массы и физической силы. Данная интерпретация системы атлетической гимнастики сегодня некорректна. Если так воспринимать анализируемый вид гимнастики, то это делает её непригодной для укрепления и поддержания здоровья не только девушек, но и юношей. К этому выводу можно прийти из весьма элементарного соображения: здоровье – это многокомпонентное изменяющееся состояние, требующее для своего укрепления разносторонне воздействующую систему упражнений, приводящую не только к гипертрофии мышц, но и к совершенствованию других систем и функций организма и сознания. Практика даёт основание утверждать, что компоненты современной системы атлетической гимнастики способны успешно решать задачи совершенствования здоровья при разумном построении методики тренировок и её практической реализации на основе принципов оздоровительной физической культуры.
Сегодня слово «атлет» используется в широком смысле. Так, в спорте атлеты дифференцируются на лёгкоатлетов и тяжёлоатлетов, в зависимости от проявления собственно силовых способностей в соревновательных упражнениях. В лёгкой атлетике имеются виды упражнений, требующие мощного сложения, как у тяжелоатлета. Однако, независимо от их телесных форм, спортсменов называют лёгкоатлетами. В прыжках в высоту и в беге на длинные дистанции атлеты не выглядят как люди «борцовского» телосложения, а именно такими они должны быть в соответствии с этимологией слова «атлет». Эти факты говорят, с одной стороны, об относительности смысла рассматриваемого термина, с другой – о широкой интерпретации понятия «атлет» в современном общественном сознании. Можно сказать, что атлет – это человек, имеющий адекватную двигательную, функциональную, морфологическую и психологическую подготовленность к практике жизнедеятельности в результате целенаправленного систематического использования принципов, форм, средств и методов физической культуры.
В настоящее время атлетической гимнастикой оздоровительной направленности можно назвать систему физической тренировки с преимущественным содержанием специальных силовых, а также общеподготовительных упражнений, которые способствуют совершенствованию внешних форм тела, воспитанию адекватной двигательной, функциональной и психологической подготовленности молодого человека к практике жизнедеятельности.
Оздоровительная направленность методики атлетической гимнастики характеризуется по трем основным признакам: во-первых, целеустремлённости к эффекту совершенствования морфологического состояния организма, соотносящегося с критериями умеренных атлетических пропорций человеческого телосложения; во-вторых, целенаправленности на эффект нормализации психического, локомоторного и функционального состояния в соответствии с критериями биологического развития людей различного возраста и пола; в-третьих, реализации достигнутого эффекта работоспособности и качества телосложения в практике жизненной повседневности.
Соответственно, в методику атлетической гимнастики оздоровительной направленности, в отличие от соревновательного направления, я не включал такие задачи, как предельно возможное развитие мышечной массы, её рельефа в ущерб общей физической подготовленности.
В теории и методике физического воспитания заслуживает внимания принцип оздоровительной направленности – одно из основных положений, регламентирующих деятельность в практике массовой физической культуры. Его смысловая нагрузка заключается в том, что занятия физическими упражнениями должны содействовать укреплению здоровья. Залогом оздоровительной эффективности физического воспитания является также умелое соблюдение принципа доступности и индивидуализации нагрузок, средств и методов в процессе оздоровительной тренировки.
Для достижения подлинного оздоровительного эффекта в процессе физического воспитания я применял средства и методы, которые получили научное обоснование их оздоровительной направленности. Независимо от использования форм физической культуры обязательным условием является обеспечение регулярности и единства врачебного, педагогического и самостоятельного контроля.
Известно, что адаптация – это процесс приспособления живого существа к внешней среде или изменениям, происходящим в самом организме, а также результат достижения соответствия морфофункционального состояния тем условиям деятельности, которые создаёт для него среда. Новое приобретённое качество организма проявляется, прежде всего, в том, что он не может быть повреждён тем фактором, к которому приобретена адаптация. Именно такие реакции являются сущностью укрепления здоровья в процессе оздоровительных занятий физическими упражнениями. Однако, для того чтобы сформировалась устойчивая адаптация, необходимы подкрепления, многократно повторяющиеся внешние воздействия, тренировка. Систематичные занятия физическими упражнениями оказывают благотворное воздействие только при устойчивом повторении тренировочных занятий с адекватными нагрузками.
При построении физкультурно-оздоровительного процесса, одной из форм которого является атлетическая гимнастика, следует учитывать, что мышечная и нервная система перестают реагировать на ставшие привычными внешние воздействия. Согласно имеющимся научным данным, интенсивное развитие физических качеств под влиянием тренировки происходит на протяжении примерно 9 месяцев у людей с низким уровнем физической подготовленности и 3,5 – 4 месяцев с уровнем подготовки выше средней, а затем замедляется. Организм перестает адекватно реагировать на усилия занимающегося. Вступает в силу закон уменьшающейся отдачи. Это очень важные для практики оздоровительной тренировки сведения. Если не учитывать обнаруженные закономерности и в стремлении улучшать свои показатели продолжать «нагружаться», то возможным итогом будет перетренированность и разочарование в результатах. Известно, что возможности организма приспосабливаться к нагрузкам не беспредельны. Возможны ситуации, когда отдых в виде нескольких недель сниженных нагрузок оказывается недостаточным.
2.2. Описание сути опыта
Педагогический эксперимент был организован в тренажёрном зале Государственного учреждения образования «Бельский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа»
Испытуемые – юноши 14–16 лет, имеющие тренировочный стаж более 3-х месяцев, имеющие достоверные различий по основным показателям физической подготовленности.
Замысел эксперимента заключался в опытной проверке гипотезы об эффективности силовых нагрузок непредельного свойства, и их влиянии на общее физическое состояние занимающихся. Как известно, спортивный атлетизм предполагает значительное применение максимальных нагрузок для достижения наивысших результатов. Концепция спортивной тренировки утверждает принцип выполнения силового движения «до отказа» как основной постулат. С точки зрения спортивной физиологии, мышечный отказ приводит к запуску механизма адаптации и увеличению силы и мышечной массы атлета.
Я исследовал воздействие силовых упражнений, с нагрузкой не вызывающей мышечный отказ в движении.
Основным условием, то есть формирующим педагогическим фактором в экспериментальной методике является, так называемый повторный оптимум, который в отличие от повторного максимума предполагает завершения силового упражнения за 2–3 повторения до мышечного отказа.
Занятия по описываемой методике проходят три раза в неделю с 16 до 18 часов, что позволяет обеспечить полезную занятость в свободное время, и улучшить социальный фактор в воспитании. Стремление подростков к лидерству, в данной ситуации, заставляет их относится к занятиям ответственно. «Дух соперничества», является определяющим фактором толкающим их на достижения поставленной цели. Регулярные внутришкольные соревнования в которых они могут проявить себя, ведение дневников тренировки с отслеживанием динамики результатов, ежемесячное проведение тестирования по ОФП, дисциплинирует их и мотивирует на достижение поставленной цели.
В каждом из разделов программы по физической культуре и здоровью, я на каждом уроке стараюсь давать упражнения атлетической направленности в зависимости от задач решаемых на уроке. Основная нагрузка на учащихся, приходится во внеурочное время. Если на уроках физической культуры и здоровья идет изучение раздела гимнастика, то занятия во внеурочное время направленны на развитие таких качеств как гибкость, наряду с силовой подготовкой. Или если это раздел легкой атлетики, то на внеурочных занятиях я преследую цель развить скоростные качества, скоростно-силовые. Я стараюсь при подборе упражнений избегать непосредственной нагрузки на позвоночный столб. Наличие оптимальной тренажерной базы и использование нестандартного оборудования позволяет мне обходиться без упражнений данного типа. Основным инструментом для развития физических качеств, средствами упражнений атлетической направленности на уроках я использую упражнения на сопротивление и упражнения с добавочным весом.
Даная методика была использована мною для достижения поставленных целей. Если мотивировать учащихся на определённый результат, то решение поставленных задач будет происходить гораздо проще. На протяжении последних семи лет, наше учреждение образования является постоянным победителем районной спартакиады школьников, несмотря на то, что в школе обучается менее ста человек. Класс в среднем состоит из 6-10 человек. В 2018-2019 учебном году, в 11-ом классе обучается 5-человек, 4-е девочеки и один мальчик, что не помешало ему занять первое место во втором этапе олимпиады по физической культуре и здоровью. В учреждении образования физкультурно- оздоровительная работа выстроена таким образом, что внутришкольные спортивно-массовые мероприятия запланированы и проводятся не менее чем два раза в месяц. Ведётся планомерная работа по вовлечению учащихся к занятиям физкультурой во внеурочное время.
Как было сказано выше, испытуемая группа учащихся , выбранная из общей массы занимающихся по данной методике, благодаря достигнутым результатам, принимает активное участие в районных и областных соревнования в составе сборной района, что является безусловным доказательством в правильности выбранной методики. На сегодняшний день, в учреждении образования нет ни одного учащегося со специальной медицинской группой и группой ЛФК. Два учащихся имеют подготовительную медицинскую группу.
2.3. Результативность и эффективность опыта
Исследование изменений показателей физического состояния осуществлялось в течение 9 месяцев тренировочного процесса. Проведение контроля вначале и в конце цикла позволило выявить положительную динамику в показателях физического развития учащихся.
Согласно возрастным сенситивным периодам, наибольшее развитие силовых качеств у подростков происходит в возрасте 15-18 лет. Поэтому эффективность предлагаемой методики является оправданной. Результатом моей работы, могут служить следующие показатели. Прирост уровня физической подготовленности у испытуемых наблюдался в течении всего периода контроля во всех шести тестах. Основной задачей, поставленной перед группой занимающихся, являлось достижение высокого и выше среднего уровня физической подготовленности. Учащиеся учреждения образования проходят обучение и регулярно приглашаются в ДЮСШОРы области. (Земелькин Дмитрий, Прохорова Дарья ДЮСШОР г.Могилев; Комбаев Александр ДЮСШОР г.Бобруйск.). Основным критерием результативности моей работы, я считаю устойчивую мотивацию учащихся к занятиям физической культурой, повышение уровня самооценки у учащихся. Результативностью выступления в круглогодичной спартакиаде школьников. Повышение УФП на прогнозируемый минимум. Отсутствие учащихся в учреждении образования медицинской группой СМГ и ЛФК.
3. Практические рекомендации (ЗАКЛЮЧЕНИЕ)
Опыт работы показал, что использование элементов данной системы работы развивает у обучающихся способность к оценочной самостоятельности, повышает образовательный уровень в области знании анатомии человеческого тела и работы мышц. У обучающихся формируется объективная самооценка, нет комплексов неполноценности по поводу отставания в чем-то от товарищей. Повысилась активность и работоспособность на уроках. Все это повлияло на результативность педагогического процесса в области физического воспитания.
Получаемы результаты в процессе моей трудовой деятельности, позволяют мне предположить о целесообразности применяемой методики в данном конкретном случае.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Применённые в эксперименте методы исследования дают основание утверждать о совершенствовании физического здоровья юношей, занимающихся атлетической гимнастикой.
2. Прирост физического развития экспериментальной группы в таких качествах как скорость, силовая выносливость, сила, выросли в течении экспериментального срока.
В силовой подготовке старших школьников отмечается комплексный подход, например, помимо силовых упражнений, могут использоваться упражнения, связанные с воспитанием быстроты, ловкости, выносливости, гибкости на основе применении наиболее доступных и удобных средств. В одном занятии могут выполняться упражнения для воспитания силы мышц пояса верхних конечностей (на гимнастических снарядах), быстроты (легкоатлетические упражнения, акробатика), ловкости (исполнение относительно сложных гимнастических движений), гибкости (система стретчинг).
Средства атлетической гимнастики не только влияют на развитие силы формирование гармоничных телесных структур, но и на формирование эстетического вкуса, поскольку красота форм тела и движений в спорте - общепризнанные ценности
Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Проблема укрепления здоровья подрастающего поколения весьма актуальна.
2. Одной из эффективных технологий укрепления здоровья может являться атлетическая гимнастика оздоровительной направленности.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Итоги участия команды «ГУО Бельский УПК детский сад-средняя школа» в районных соревнованиях круглогодичной спартакиады школьников
Учебный год.
|
Вид
|
место
|
Вид
|
место
|
Вид
|
место
|
Вид
|
место
|
Вид
|
место
|
Вид
|
место
|
2014-2015
|
Защитник Отечества
(зима)
|
1
|
Защитник Отечества
(лето)
|
1
|
Легкая атлетика
|
1
|
Многоборье «Здоровье»
|
1
|
Осенний кросс
|
1
|
4-х боръе
|
1
|
2015-2016
|
Защитник Отечества
(зима)
|
1
|
Защитник Отечества
(лето)
|
1
|
Легкая атлетика
|
1
|
Многоборье «Здоровье»
|
1
|
Осенний кросс
|
1
|
4-х боръе
|
1
|
2016-2017
|
Защитник Отечества
(зима)
|
1
|
Защитник Отечества
(лето)
|
1
|
Легкая атлетика
|
1
|
Многоборье «Здоровье»
|
1
|
Осенний кросс
|
1
|
4-х боръе
|
1
|
2017-2018
|
Защитник Отечества
(зима)
|
2
|
Защитник Отечества
(лето)
|
1
|
Легкая атлетика
|
1
|
Многоборье «Здоровье»
|
2
|
Осенний кросс
|
2
|
4-х боръе
|
1
|
раскрыть » / « свернуть